Оглавление | Скачать | Лицевая страница | Гостевая книга


< Назад | Вперед >

МЕДИЦИНА

Господи, даруй мне душевный покой,

Чтобы смириться с тем, чего я не в силах изменить,

Дай силу на то, чтобы изменить то, что я в силах изменить

И мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Франциск Ассизский.

 

1. Медицины разные нужны…

С давних пор человек силой своего разума пытался помочь себе и ближним в преодолении травм и недомоганий. Знахари древности обладали высокой наблюдательностью и интуицией. Следя за действиями страдающих людей во время болезни, они обращали внимание на то, как больные стремятся приложить к травмированному месту что-нибудь холодное, к простуженному – теплое, стремятся освободить желудок при отравлении (вырвать) или растирают ноющее место. Ведь люди сами пытаются искать и находить пути своего исцеления.

Изучая поведение больных животных, а также пытаясь помочь заболевшим сородичам, знахари постепенно познавали свойства растений  и минералов в лечении недугов. Стремясь избавить от страданий плоть (боль) и душу (страхи и испуги), они придумывали амулеты и обереги, создавали различные ритуалы.

С возникновением языческих религий произошло разделение. Служители культа занялись общением с богами, отвечающими за стихии природы, постепенно овладевая душой и разумом человека. Знахарям же оставили только телесные недуги.

С возникновением письменности накопленные веками знания о лечении болезней стали основой медицинской науки. С давних времён знахарские знания о понимании страданий человека и их лечении передавались непосредственно от Учителя к ученику. Передавались не только сложные рецепты, но и тонкие нюансы распознавания и лечения болезней, доступные только посвящённым, духовно высокоорганизованным людям. С появлением письменности терялось главное – преемственность. А на бумаге оставались лишь рецепты и методики. Из них после попыток использования их непосвящёнными в практику врачами оставались лишь самые эффективные, не требующие всей глубины философского понимания Человека методы воздействия. А ведь такая позиция никогда не приведёт к желаемому результату – полному восстановлению Здоровья.

На сегодняшний день наиболее распространены две из известных нам основных систем взглядов на диагностику и лечение заболеваний. Это – медицинские традиции Европы и Китая.

Врачи китайского императора получали высокий гонорар только тогда, когда император был здоров. Если он заболевал, то доход существенно падал. Следовательно, основной заботой лекаря становилось постоянное поддержание здоровья императора в бодром и благостном состоянии. А следовательно, и основная позиция лекарей заключалась в поддержании гармоничного баланса императорского организма и восстановлении его при первых проявлениях недомогания. Она и породила методы поиска гармонизации.

В основе китайского подхода к пониманию здоровья стоит энергетическая модель человека во взаимодействии с окружающим миром. Таким образом, лекари Китая изучают человека как живую, динамическую систему, не терпящую ни грубого подавления, ни перестимуляции. А любая болезнь воспринимается как нарушение энергетического баланса – движения жизненной энергии ЦИ (ЧИ).

2. Европейская медицина

Европейская медицина изначально занимала строго материалистическую позицию. К помощи медиков обращались в основном при тяжелых заболеваниях, угрожающих жизни. Только тогда  пациенты были готовы расстаться со своими деньгами. Поэтому врачебная мысль была всегда направлена на преодоление материального следствия и поиск материальных причин. Какова же была радость медиков, когда были найдены основные «виновники» болезней – микробы! Все силы были брошены на борьбу с ними. Позже в борьбе с «единственной» причиной большинства заболеваний было найдено спасительное средство – антибиотики.    

Многовековая европейская медицина постоянно претерпевает многочисленные революции, каждый раз находя очередную панацею,  а затем обнаруживает её побочные эффекты, зачастую перекрывающие лечебные. Так и с антибиотиками: после десятилетий эйфории оказалось, что чувствительность болезнетворных микроорганизмов к пенициллину ощутимо снижается за счет возникновения микробов-мутантов. Они обязаны своим появлением именно поколениям антибиотиков, которые, уничтожая заодно и большую часть симбиотической (полезной нашему организму) флоры, расчищают жизненное пространство для более стойких и агрессивных мутантов.

В результате в нашем организме «проживают» не только видоизменённые болезнетворные организмы, но и мутировавшие полезные.

А может быть, уже «условно-полезные»? Кто знает, чего от них теперь ожидать?

А в нагрузку мы получаем новую экзотическую болезнь – дисбактериоз. Одновременно наша иммунная система, отвечающая за «полицейские» функции в организме (наведение порядка и изгнание «чужаков») получает шок. Ведь приём антибиотиков воспринимается организмом как активные действия армии наёмников, уничтожающих всех, попадающихся на их пути. В результате – разруха, анархия и приход более подготовленного противника, а как следствие – приглашается ещё более мощно вооруженная армия (очередной курс уже более сильных антибиотиков). Ну, прямо какая-то антибиотическая наркомания (зависимость) и создание новых болезней (болезнетворных организмов).  Не отсюда ли родом чума ХХ века – СПИД? Вспомним, что в войне победителей не бывает.

Итак, налицо очередной кризис методов европейской медицины.

А может быть, всё дело в самой позиции, в самом понимании сути болезней, подходе к решению этих проблем?

  Так что же, европейская медицина – это только цепочка неудач и заблуждений? Конечно же, нет. Её позиция, несомненно, оправдана в отношении экстремальных ситуаций. Создан богатый арсенал реанимационных мероприятий. Несомненна эффективность эпидемиологии, травматологии, стоматологии, кардиологии и т.д. А успехи в хирургии? Хотя при своевременном и эффективном применении терапии хирургам осталось бы не более четверти работы. Но всё же, если в критических ситуациях европейская медицина преуспела, то в случаях хронических болезней те же методы неприемлемы. 

3. Развитие болезни

Давайте попробуем отследить появление, развитие и лечение болезней.

Не секрет, что в одной и той же ситуации люди будут вести себя по-разному. Предположим, что какой-то мальчишка бросил петарду под ноги группе людей. Произошел неожиданный взрыв. Кто-то рассмеялся, кто-то - заплакал, у кого-то ситуация вызвала ярость, а кто-то внутренне съёжился.

Первый (назовём его А.А.) воспринял ситуацию с чувством юмора: он ощутил себя сильнее этой ситуации и поэтому смог «подняться» над ней. Он оценил это событие как небольшое забавное приключение. Второй (Б.Б.) заплакал, восприняв эту ситуацию как еще одну неприятность: «Я так и знал, со мной вечно случаются какие-нибудь беды». У третьего (В.В.), возникло ощущение угрозы жизни, породившее желание убежать и спрятаться. А четвёртый (Г.Г.) также испытал ощущение угрозы жизни, но с избыточной ответной реакцией, вызвавшей порыв найти и наказать виновного.

Небольшое происшествие для В.В. и Г.Г. стало последней каплей внутреннего напряжения. В тот момент незначительное, но внезапное событие оказалось запредельным – сказался недостаток сил и негативный опыт прошлого. При этом корни будущего заболевания активизировались. В результате они оба оказались в состоянии стресса.

Для первых двух участников события (А.А. и Б.Б.) ситуация закончилась эмоциональной разрядкой. Рефлекторный испуг первого момента быстро перешел в поиск ассоциаций из нашего внутреннего «банка информации» – памяти. Опыт оптимального выхода из ситуации был быстро найден.

У участников В.В. и Г.Г. ощущение угрозы для жизни породило  ситуацию физиологического стресса, присущую всему живому. Она  сопровождается активным выбросом энергии для действий с целью выживания (догнать или убежать). Если бы они реализовали это стремление (В.В. позволил бы себе убежать и спрятаться в укромном месте, а Г.Г. догнал бы и наказал виновного), то они бы реализовали этот рефлекс, выплеснули энергию, и их действие, возможно, подтвердило бы правильность жизненных установок. Но в данной ситуации они подавили свою рефлекторную реакцию, оценив её как «недостойную».

Через некоторое время участник В.В. станет еще более боязливым. Он почувствует, что ему нужна защита, у него возникнет стремление окружить себя множеством людей, которые будут его оберегать. Обычно люди этого типа реагирования предпочитают устроиться понадёжнее, чтобы чувствовать себя в безопасности. При потере ощущения защиты он впадёт в панику и его будет охватывать ужас перед окружающим миром. У него может возникнуть страх перед бедностью, страх перед опасностью разорения. Зачастую он готов перепоручить свою волю другому человеку: «Доктор, скажите, что мне делать? Я сделаю, как вы скажете». Он не сможет переносить сцены насилия, даже в кино. Возникнет страх перед болью и страданием: «Доктор, если ваше лечение вызовет обострение, то лучше пусть всё останется так, как есть». Со временем у него разовьётся полное безразличие к своему выздоровлению.

Он станет быстро уставать и легко простужаться. Лимфатические узлы увеличатся. Его начнут беспокоить камни в желчном пузыре. Начнёт полнеть. Кожа станет дряблой.

Участник Г.Г. в состоянии тревоги может раздражаться до такой степени, что «готов убить». У него начинает слабеть интуиция: появляются подозрительность и недоверчивость. Возникает боязнь быть обворованным. При каждом недомогании он уверен, что его смерть уже на пороге. Он начнёт очень беспокоится о своём здоровье, но при этом ему трудно довериться одному врачу и поэтому он  будет лечиться сразу у нескольких. Возникают симптомы раздражительной слабости: озабоченность пустяками,  желание постоянно двигаться. Он чувствует себя в изоляции и одновременно ощущает угрозу со стороны окружающих его людей. В быту проявляет большой педантизм. Очень не любит, чтобы даже близкие люди брали его вещи, нарушали порядок в шкафу или на рабочем столе. Чувство долга перерастает в самобичевание. Чистоплотность превращается в микробофобию. Со временем он становится нелюдимым.

Его начинают беспокоить неприятные сновидения: нашествие насекомых, воров; видит чёрную воду, мертвецов; во сне совершает какую-то тяжелую работу.

Он начнёт худеть. При этом часто зябнет и кутает ноги. Неожиданные звуки вызывают дрожь всего тела. Его кожа становится сухой, истонченной, напоминающей пергамент. Появляются первые признаки псориаза.

              Знакомые описания? Возможно, Вы даже кого-то узнали.

Итак, два человека погрузились в болезнь.

Что же делать? Как вернуться к состоянию здоровья?

4. Привычный подход к лечению

Каковы же ваши действия, когда недомогания и болезненные проявления «достали» вас основательно?

Идёте в поликлинику и обращаетесь за помощью к врачу.

На основании жалоб врач отправляет вас на обследование и по результатам объективных исследований (органические или функциональные изменения, подтверждённые лабораторно) ставит клинический диагноз и назначает общепринятую в лечебной практике схему лечения максимально эффективными на данный момент (как правило, сильнодействующими) лекарствами, направленными на подавление возбудителя заболевания или компенсацию нарушенной функции органов или систем.

Итак, главное в классической медицине – это правильно поставленный клинический диагноз.

А как поступит врач, представитель европейской медицины с нашими героями?

Первому (В.В.) назначит успокоительные и посоветует не принимать всё так близко к сердцу, тем более, что рано или поздно предстоит делать операцию по удалению желчного пузыря. Ведь другого пути нет... 

Человека с симптомами тревожности, навязчивой подозрительности, да ещё и заявляющего о готовности убить (Г.Г.), естественно, направит к психиатру, который назначит лечение в соответствии со статусом социальной опасности. С кожными болезнями – к дерматологу, который назначит подавляющие псориаз мази.

Диеты, санаторно-курортное лечение, рекомендации по здоровому образу жизни, да, пожалуй, и всё.

Альтернативы нет…

Или всё-таки есть?


^ В начало страницы | Оглавление | < Назад | Вперед >

Hosted by uCoz